Банки и Малый бизнес

Дата: 30 Март 2012 Рубрика: Бизнес в России, Практика бизнеса Комментарии: Нет комментариев

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня был достаточно сложный день, однако это не помешало мне донести до дома то негодование, которое подчас охватывает наверное любого предпринимателя, если его детище относится к категории «малый/средний бизнес«. Я не буду посвящать эту статью обыденному нытью, связанному с данными отраслями бизнеса, поскольку в мировой паутине их и так достаточно много, а рубрика «Практика бизнеса» предполагает кладезь практической информации. Я бы хотел затронуть несколько иную тематику, которая, на мой взгляд, сумеет прояснить вам, дорогие друзья, кое-какие важные вещи. После них вам уж точно не захочется ныть на тему несправедливых отношений малого бизнеса с банками из-за явной бесперспективности и бесполезности этого занятия.

Банки и малый бизнес

Начнем с того, что исходя из Федерального Закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» одним из критериев, по которым предприятия относятся к малому и среднему бизнесу, является выручка. До 60 млн. рублей — это микро предприятия, от 60 до 400 млн. рублей — малые предприятия, от 400 до 1000 млн. рублей — средние предприятия, а от 1000 млн. рублей, соответственно — предприятия крупного бизнеса.

Большинство предприятий малого и среднего бизнеса имеют расчетные счета в банках, которые служат для осуществления операций по сделкам компании (в том числе перевод средств в овшоры, стандартные операции оплаты товаров/услуг, кредитование и т.д.). Для самих же банков содержание подобных счетов не всегда является приятным и особо выгодным занятием, так как в малом бизнесе нет таких оборотов, как, например, в крупных компаниях, ввиду чего и суммы на расчетных счетах не столь значимы. При этом банк заинтересован в том, чтобы счета пополнялись только крупными и внушительными средствами для проведения более прибыльной собственной инвестиционно-финансовой политики как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах.

Поэтому в России сложилась ситуация, при которой выгодно активно использовать возможности банков остается лишь крупному бизнесу, для которого все виды комиссий выстроены по принципу: «стоимость комиссии, к примеру, 3%, но она не должна быть менее 20 рублей и более 10 000 рублей«. Получается так, что проводя мелкие финансовые операции, владелец малого бизнеса вынужден платить по ним комиссию в размере, например, 3% и она может составить от 20 до 10 000 рублей (то есть от сделки на 50 000 рублей нужно будет уплатить комиссию в 1500 рублей, что не притяно для малого бизнеса, в котором может осуществляться порядка 5-6 таких операций, например, за неделю). Тогда как владелец крупного бизнеса всегда будет платить смешную комиссию в 10 000 рублей, вне зависимости от суммы (исходя из того, что операции в крупных компаниях не бывают меньше одного миллиона рублей).

К этому же относится и такой факт, что если у банка есть условие о поступлении средств на счет через некоторое количество дней (часто 3 дня), то это значит, что эти деньги банк приумножает на краткосрочных инвестиционных операциях прежде чем перевести на счет юридического или физического лица. А теперь посмотрите, друзья, — к каким клиентам банк будет стремиться больше всего и в самую первую очередь? Конечно к крупному бизнесу, ведь именно там производятся операции с очень большими денежными массами. А где есть цель, там, как известно, есть различные средства достижения этих целей, такие, например, как откат руководящим лицам, отчисление им %-а и другие взаимовыгодные варианты сотрудничества.

Ярчайший пример вышеописанного явления — далекое начало нулевых, когда Михаил Борисович Ходорковский оказался в местах лишения свободы и начался развал крупнейшей нефтяной корпорации «ЮКОС». В течении полугода, как известно, обанкротилось более 22 банков, каждый из которых числился не только в рейтингах благополучных банков, но и в рейтингах лучших банковских учреждений. Причиной этому послужило то, что все эти банки работали исключительно за счет такого гиганта как «ЮКОС» по описанной мною схеме. После развала компании большие потоки денежных масс, поступавших на их счета, просто прекратились и дальнейшая деятельность банков была попросту невозможна без этого базиса.

Похожий неприятный факт есть и в сфере кредитования бизнеса (хотя и не только бизнеса, но и физических лиц тоже). Дело в том, что в большинстве кредитных договоров в пунктах предусмотрена такая вещь как досрочное погашение, однако тут есть очень важный нюанс. Если вам или вашей фирме был дал кредит под, например, 15% годовых на 3 года, а через год вы этот кредит хотите погасить досрочно, то данная операция возможна лишь с полной выплатой всех процентов за все три года. Такие кабальные условия действуют практически во всех банках, ввиду чего я рекомендую избегать ситуаций, когда возможно взять кредит лишь под высокий процент и на длительный период. В таких случаях лучше поискать другие пути поиска денег для своего дела, иначе в дальнейшем, когда возможность досрочного погашения появится раньше срока кредита, придется переплачивать огромные проценты.

Грустно, скажете вы, дорогие друзья? Нет, отвечу я, ничего грустного. Просто всегда нужно понимать ситуации, которые так или иначе складываются в бизнесе, дабы заранее планировать пути эффективного проведения операций и сделок, если вы владелец, например, малого бизнеса. Не надо верить, когда на каждом углу кричат о помощи малому и среднему бизнесу, о льготном кредитовании и прочих вещах, в которых большинство предпринимателей скорее разочаровывается, чем активно практикует. Самое главное — владеть информацией и не пренебрегать анализом происходящего.

Спасибо за внимание, надеюсь теперь вы сможете посмотреть на проблему взаимодействия банков с малым бизнесом более трезво, применив полученную информацию в своих проектах. Также мы будем очень рады обсудить данную проблематику в комментариях и было бы крайне интересно послушать ваши истории, связанные с взаимоотношением бизнеса с банковской сферой.

Так же обязательно посмотрите интересную публикацию на тему того, почему предпринимателям не так охотно, как в рекламе по телевизору, дают кредиты.

PS: Кстати говоря, многим предпринимателям на фоне вышеописанного порой необходимо оказание юридических услуг. Естественно это удовольствие является не из дешевых, поэтому для того, чтобы реже возникали спорные юридические ситуации, необходимо подписывать все договора с банками, поставщиками, партнерами, клиентами и т.д. очень внимательно, не забывая читать условия.

P.S.S: посмотрите на закуску замечательную передачу, где представитель банка рассуждает на тему малого и среднего бизнеса

Поделитесь ссылкой в социальных сетях:

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники

Подпишитесь на бесплатную рассылку публикаций Brain-Snob.Ru:

Так же Вы можете подписатьcя через RSS и проследовать в Twitter

 

Оставить свой комментарий

Подпишитесь на обновления блога

Благодарю Вас за подписку на авторский блог о бизнесе

Возникла ошибка

Книги о бизнесе:
лучшие книги о бизнесе, хорошие книги о бизнесе
Популярные статьи
Статистика
Наверх