Как протестировать нишу?

Дата: 18 Июль 2016 Рубрика: Без рубрики Комментарии: 1 комментарий

как протестировать нишуДоброго времени суток, друзья. Бизнес — это рутинный процесс, требующий монотонного исполнения конкретных действий. Если честно, то 4 года назад я не понимал этого, ввиду чего первый этап создания бизнеса, а именно выбор ниши, сопровождался тупиками, сомнениями и построениями депрессивных умственных конструкций. Я даже сформулировал некоторые мифы о бизнесе, которыми когда-то «болел» сам. Со временем же удалось полностью отключить голову и работать по четко отработанной схеме, тестируя те или иные ниши практически 24 часа в сутки. Постараюсь сегодня этой схемой с Вами поделиться. Оговорюсь сразу, речь в статье пройдет о том, как быстро протестировать нишу для условного Интернет магазина. Тестирование ниши для будущих offline-проектов — тема достаточно сложная и самобытная, я рассмотрю ее в будущих публикациях.

Два года назад я размещал две статьи на тему того, как открыть Интернет-магазин с нуля, однако тогда я уделил внимание только техническим моментам. По прошествии времени я осознал, что перед тем, как открывать магазин в Интернете, необходимо долго и нудно тестировать ниши, а не вкладываться в развитие того, что может и не «выстрелить». На блоге я так же публиковал неудачную историю бизнеса, который в силу многих причин «не выстрелил». Вероятно одной из причин провала было то, что мы не удосужились четко протестировать нишу, разложить ее на показатели и провести четкий анализ.

тест нишиПод тестом ниши я понимаю прежде всего анализ активности потребителей и «упаковки» продукта. Упаковка продукта — это то, как Вы преподносите свой товар или услугу конечному клиенту. По сути понятие «упаковки» сводится к ответу на вопрос о том, «почему я должен это купить?». Ответы могут быть самые разные — это красиво, это модно, это практично и т.д. Иными словами, один и тот же продукт можно «упаковать» по-разному и получить совершенно разный отклик аудитории. Приведу пример: продукцию Apple покупают не из-за высокой технологичности устройств, а из-за того, что она дает возможность человеку почувствовать себя причастным к чему-то глобальному, современному и стильному. Ввиду чего важность анализа «упаковок» в ходе тестирования ниши представляется мне достаточно высокой.

 Как протестировать нишу

Предлагаю рассмотреть схему тестирования ниши на примере. Все цифры, которые я приведу выдуманы лично мной исключительно для наглядности.

Этап №1. Выбор ниш.

Для начала составляем свой собственный ТОП абстрактных идей для Интернет-магазина. В этот ТОП могут входить не только товары, но и услуги, причем я бы еще добавил такое направление, как инфобизнес. Когда то давно я делал статью о том, как выбрать идею бизнеса, однако в 2016 году я бы добавил в нее тот факт, что выбор идеи бизнеса можно основывать и на самых популярных нишах в текущий момент времени. Это позволит сразу получить не только большой спрос на продукт, но и возможность усовершенствовать негативные аспекты конкурентов. В общем приведем в качестве примера 2 идеи:

  • Услуги технического перевода в языковой паре русский — английский
  • Торговля украшениями ручной работы из натуральных камней

Обязательным условиям является то, что при выборе ниши вы заранее найдете поставщиков, просчитаете минимальную стоимость товара, а так же то количество товара/услуги, которое нужно продавать за неделю, чтобы обеспечивать безубыточность.

Этап №2. Оценка запросов.

При помощи нашего любимого вордстата мы проанализируем количество тематических запросов по выбранным нишам. Для этого, на мой взгляд, достаточно ввести несколько общих запросов и посмотреть, насколько эти темы популярны среди Интернет пользователей.

  • Тематикой технического перевода каждый месяц интересуется 13 388 пользователей. При этом, судя по запросам, интересы сводятся к следующему:
    • Поиск тех, кто окажет услугу технического перевода (около 10% всех запросов, т.е. примерно 1300 пользователей)
    • Поиск автоматизированных онлайн переводчиков технических текстов
    • Поиск теоретической информации по техническим переводам
    • Поиск тематических курсов и ВУЗов и т.д.
  • Украшения ручной работы интересуют около 7000 пользователей. При этом украшения из камней интересуют уже около 30 000 пользователей, ввиду чего совокупный интерес около 37 000 пользователей. Необходимо отметить, что в данном случае я не учитывал узкие ниши по типу браслетов, кулонов, сережек и т.д. Запросы опять же дифференцируются на следующие категории:
    • Поиск украшений для покупки (80%)
    • Поиск мастер классов по самостоятельному изготовлению украшений
    • Поиск идей для создания украшений
    • Поиск конкретных украшений (серьги, кольца, браслеты, кулоны и т.д.)

Как мы видим, внимание заслуживают обе ниши. В сфере украшений огромный спрос, надо лишь угадать с соотношением дизайн-цена, которое бы привлекло как можно больше клиенток. Конкуренции в таком направлении можно особо не бояться, ведь все будет решать уникальность. А в сфере технических переводов в силу ее узкой тематики, достаточно неплохой спрос в 1300 пользователей в месяц, но при высокой доли конкуренции, выживать в этой нише будет трудно.

Этап №3. Эксперимент с контекстной рекламой.

Поняв, что эти ниши пригодны для теста, нужно попробовать привлечь первых клиентов при помощи рекламы. Лично я не верю в такое понятие, как «бесплатная реклама», ввиду чего всегда пользуюсь тремя инструментами — Яндекс Директ, Google Adwords и реклама в ВК. Для этого необходимо набросать небольшой лендинг (одностраничный сайт, побуждающий к покупке), например, при помощи таких конструкторов, как wix. Технические моменты создания продающего лендинга и адекватного сообщества в социальных сетях я рассмотрю в следующих статьях, так что подпишитесь на блог по форме под статьей и следите за обновлениями.

После того, как мы создали площадку, необходимо по очереди запускать рекламу в Директе, Adwords’е и ВК. Опять же я планировал сделать отдельные публикации на тему запуска рекламных кампаний, но здесь все-таки отмечу, что тест необходимо осуществлять в течении 1-2 недель, ввиду чего лучше выделить адекватный для этого бюджет. Предположим, что мы настроили рекламные кампании, запустили их и после двух недель теста получили следующие результаты:

  1. Тематика технического перевода привела нам 30 звонков (из 190 просмотров), 10 заинтересованных («горячих») клиентов и 2 заказа. При этом было потрачено 10 000 рублей на контекстную рекламу, а прибыль от оказанных услуг составила 12 000 рублей. Итого мы заработали 2000 рублей.
  2. Тематика украшений принесла нам 55 звонков (из 350 просмотров), 20 «горячих» клиентов и 12 продаж. На рекламу было потрачено 9 000 рублей, прибыль составила 13 000 рублей. Итого мы заработали 4000 рублей.

Этап №4. Анализ показателей.

Сейчас я вижу, что два года назад я совершенно не правильно понимал то, как протестировать нишу для Интернет магазина, ведь я всегда останавливался на этапе №3. На практике оказалось, что есть еще и четвертый этап, который сводится к анализу показателей:

таблица показателей при тесте ниш

Показатели рассчитываются очень просто. Конверсия по фактическим продажам — это отношение количества фактических продаж к количеству просмотров. Конверсия по рекламе — это отношение количества звонков к количеству просмотров. Конверсия по горячим клиентам — отношение фактических продаж к количеству звонков.

Исходя только из цифр, можно сделать вывод о том, что ориентировочно обе ниши являются пригодными для вложений и развития. В нише технически переводов, ввиду высокой конкуренции и умеренного спроса, достаточно дорого стоит реклама, ввиду чего конверсия по продажам составила всего 1%. Ее можно было бы увеличить, повысив рекламный бюджет, однако в таком случае есть опасность сокращения прибыли. Так же конверсия по «горячим» клиентам в этой нише является достаточно низкой скорее всего из-за большого количества предложений на рынке. Клиенты обзванивают несколько фирм и далее делают выбор в пользу наиболее оптимального с их точки зрения варианта.

В нише украшений все гораздо интереснее, однако тест проводился в летний период, а данный бизнес, вероятнее всего, подвержен сезонности и в зимний период спрос на украшения будет ниже (зимой люди ходят в более закрытой одежде). В летний же период конверсии, равно как и показатель прибыльности достаточно хорошие.

Заключение

Конечно данный анализ можно считать условным, ведь есть, например, такой фактор, как дисперсионность, то есть статистическое отклонение. Иными словами если за две недели тестирования ниш мы получили хорошие результаты, то далеко не факт, что в следующие две недели результаты будут аналогичными. К этому надо морально готовиться. Тестирование ниши не является чем-то сложным, это достаточно рутинный и типовой процесс. После того, как ниша протестирована и выбрана, необходимо совершенствовать настройку рекламной кампании, формировать Воронку Продаж, разщепляя бизнес на показатели и стараться перекрывать различные тонкие моменты. Об этом я подробно расскажу в будущих статьях, так что одписывайтесь на мой блог по формам в правой колонке сайта или под статьей.

PS: все цифры, которые я привел, на самом деле не так далеки от реальности. У меня есть опыт работы в каждой из этих ниш.

PSS: в конце рекомендую посмотреть небольшое тематическое видео

Поделитесь ссылкой в социальных сетях:

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники

Подпишитесь на бесплатную рассылку публикаций Brain-Snob.Ru:

Так же Вы можете подписатьcя через RSS и проследовать в Twitter

 

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

К записи "Как протестировать нишу?" есть 1 комментарий

  1. vaduca:

    Хорошие советы я с этой статьи много для себя полезного узнал! Большое спасибо!

Оставить свой комментарий

Подпишитесь на обновления блога

Благодарю Вас за подписку на авторский блог о бизнесе

Возникла ошибка

Книги о бизнесе:
лучшие книги о бизнесе, хорошие книги о бизнесе
Популярные статьи
Статистика
Наверх